sumy_grad (sumy_grad) wrote,
sumy_grad
sumy_grad

Какая России нужна Идея, идеология?

Общественное сознание многомиллионного народа Российской Федерации уже довольно определённо, на мой скромный взгляд, за последние четыре-пять десятилетий созрело до понимания того, и многие политологи - в частности, Михеев, Соловьёв, Кургинян - жёстко, прямым текстом намекают на это буржуазной правящей элите, депутатам Госдумы, активной части российского сообщества, что России, для её уверенной, энергичной поступи, устойчивого экономического развития, социального прогресса, да и просто для банального спасения в окружающем её, не по-российски глобализирующемся, «переформатирующемся» мире, нужны своя идеология, своя как бы Идея, свой высший смысл существования, соответствующий именно российскому мироощущению, миропониманию.

И вот современные политологи, историки, прочие гуманитарии и негуманитарии – в том числе, в популярных ток-шоу - спорят, бьются, как в лабиринте, в поисках этой самой Идеи, называя её часто «национальной идеей». Хотя такое словосочетания вряд ли подходит для многонационального российского народа. Точнее, хотя и непривычнее, звучало бы «русскомирная идея».

Для меня совершенно поразительно, что взрослые интеллигентные люди, как слепцы какие-то, не замечают, что эта Идея давно существует. Такое впечатление, что народ и в школе-то не учился. А если учился, то так и не вызрел на «аттестат зрелости», не смог осилить школьную программу, по-нять особенности народной души, смысл существования русского народа да и смысл жизни вообще.

И почему-то такое непонимание более присутствует, мне кажется, у людей шибко грамотных. Вот простые люди, как говорил один из героев Шолохова, «…До этого своими мозгами… доходют. Сердцем доходют! Я словами не справен по причине темноты своей и малой грамотности. И я до многого дохожу ощупкой…».

В каком же реальности, в каком поле, на каких скрижалях таятся знания об этой самой Идее-невидимке? И на кого, на что сослаться автору, чтобы авторитетно её озвучить, чтобы обезопасить себя от немедленного шквала критики, которой приходилось постоянно подвергаться при неоднократных попытках, затрагивая эту тему, достучаться до разума, до сердца читателя?

Учитывая, что никто из уважаемых мною умных зрелых людей, формировавшихся в 70-80 годы, так толком и не сформулировал идеологию русского мира, а только бесконечно повторяет «надо, надо, надо сформулировать, иначе нам всем хана, развалимся к чёртовой матери», попробую сделать это я, формировавшийся в 60-е, пиковые годы советской эпохи.

Итак, где таится ответ на этот вопрос? Естественно, таится во многих культовых произведениях советской литературы и искусства, воспет в советской песенной классике. Но также смею предположить (точнее, на этом настаиваю), что мысли для формулирования «русскомирной» идеи – по крайней мере, идеи на ближайшие десятилетия, рассредоточены в огромном массиве материалов, статей публицистического жанра, которые заполняли советскую периодику.

То есть моральными авторитетами, на которых можно опираться в работе над вербализацией того, до чего простые люди сто лет назад «доходили ощупкой», являются именно выдающиеся советские, «русскомирные» публицисты. Именно они «переваривали» непростые для понимания большинством людей труды выдающихся философов, мыслителей, в частности, русских космистов, русскую, советскую, мировую литературную классику, официальные программные документы и т.д. и «переводили» всё это народу на простой, доступный язык. Я могу назвать десятка два таких выдающихся публицистов, работавших в те годы в центральных советских газетах и журналах.

Именно через серьёзные газетные материалы, в основном, входили в головы и души многих читателей советских газет высшие смыслы их жизнедеятельности, давались ответы на многие вопросы бытия, в частности, показывалось отличие «русскомирной» идеи от идеи тогдашнего западного мира.

Ведь именно высокопрофессиональная публицистика, в параллель с находящимися под руководящим началом государства школой, литературой и искусством, дооформляет складывающиеся столетиями культурно-историческое пространство и ценности того или иного «мира», в том числе «русского мира».

Чьё же мнение, мнение каких конкретных серьёзных людей, предлагающих свои формулировки «русскомирной» идеи, объективно можно предположить авторитетным? Наверное, тех, кто, кроме воспитания и самовоспитания на произведениях русской/советской литературы и искусства, был на протяжении десятилетий погружён также в глубокое чтение периодики, а значит, впитал в себя, проникся «русскомирным» духом, выстроил в себе картину мира, находящуюся в согласии с народной идентичностью.

В этом месте в тему ложатся строки из стихотворения Бориса Слуцкого:

А мы называли грядущим будущее
(Грядущий день — не завтрашний день)
И знали: дел несделанных груды еще
Найдутся для нас, советских людей.

А мы приучались читать газеты
С двенадцати лет,
С десяти,
С восьми…

Позволю себе сообщить читателю, что одним из таких людей является автор этих строк. С конца 50-х годов, начиная с подросткового возраста, на протяжении трёх десятилетий моим самым любимым занятием было чтение газеты «Известия», также «Комсомольской правды», «Литературной газеты», других газет и журналов, которые выписывал отец. Помню, приходил я днём со школы, потом из техникума, потом из института, потом с работы (на обеденный перерыв) домой и, прежде, чем идти на кухню, ложился на диван и жадно просматривал статьи из взятых из почтового ящика газет и журналов, с удовольствием вдыхая запах типографской краски, который помню до сих пор. А вечерами часа по два-три подробно, с упоением их читал. А когда уезжал на месяц в отпуск, то потом по приезду долго читал, параллельно со вновь поступающей, пропущенную периодику, которую укладывал мне в стопку отец. Как-то в 90-е годы друзья предположили в шутку, что могу претендовать на рекорд в книге Гиннеса в номинации прочтения передовиц. Действительно, не пропустил, кажется, в течение двух с половиной десятилетий ни одной передовицы в газете «Известия». :-)

(К сожалению, СССР рухнул, в том числе, и потому, что, несмотря на многомиллионные тиражи газет и журналов, слишком малый процент людей социализировался в те годы на советской публицистике. Потом, по мере как бы старения советского проекта, идейного угасания нашей элиты, публицистика тоже стала меняться в худшую сторону. Но это уже другая тема.)

Так вот, как бы я, отфильтровав, пропустив через себя, пожалуй, сотню тысяч публицистических материалов, обозначил смысл существования русского мира на современном этапе его развития?

Вся жизнедеятельность русских по духу серьёзных граждан должна быть направлена на построение такого государства (и в этом состоит русская идея, как я её понимаю!), которое пропагандировало бы и упорно воплощало в жизнь следующий пакет базовых ценностей и чаяний, нашедших отражение в великой русской/советской культуре:

1. Мир во всём мире. Жизнь и здоровье всех наших современников и потомков.

2. Социальная и экономическая справедливость - в частности, достойное и справедливое вознаграждение за общественно полезный труд, при котором принимаются во внимание его количество, качество, общественная значимость, а также требуемые квалификация и ответственность работника.

3. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь в гармоничном сочетании с теми ценностями индивидуальной свободы, которые возвышают человеческую личность.

4. Милосердие и совестливость; гуманные, уважительные отношения между людьми. Непримиримость к унижению человеческого достоинства: человек человеку – товарищ, брат.

5. Бережное отношение к личному и общественному временнОму ресурсу. Предосудительность тратить его на пустое времяпрепровождение.

6. Честность и благородство, личная скромность.

7. Любовь между мужчиной и женщиной. Воспитание детей, помощь молодёжи в становлении личности, развитии её творческих способностей, раскрытии позитивного потенциала.

8. Интернационализм наряду с невмешательством в жизненную организацию других народов, в том числе и народов-соседей.

9. Возможность получения фундаментального общего и профессионального образования и участия в деятельности, способствующей социальному, культурному и техническому прогрессу.

10.Исследование тайн мироздания, научное мировоззрение, светский (нерелигиозный) путь развития общества.

11.Доступность достижений науки и техники, интеллектуальных и культурных богатств, исторической, архивной и статистической информации.

12.Возможность участия в творческой жизни и культурном общении, возможность наслаждаться природой и искусством.

13.Сохранение исторической памяти о вкладе «русского мира» в общую сокровищницу человеческой цивилизации.

14.Исторический оптимизм, уверенность в благополучном будущем.

(По правде говоря, значимость некоторых из перечисленных ценностей стала глубже пониматься мною уже в постсоветскую эпоху.)

Всякие другие ценности (а их десятки и сотни) «спрятаны» в перечисленных. Ну, так же, как чтобы найти в меню телефона нужную опцию, надо иногда раз шесть пощёлкать.

А кто такие эти «серьёзные» граждане, к которым обращается автор? Это такие люди, которые разделяют следующие мировоззренческие принципы:

Принцип первый
Серьёзный человек в совместной с другими людьми практической деятельности руководствуется реальными, объективно существующими закономерностями субъективно воспринимаемого им мира. То есть, в частности, воспринимает людей, отношения между ними, мотивы их поведения здраво, адекватно, без фантазий.

Принцип второй (системный взгляд на мир)
Серьёзный человек должен понимать природный и людской мир как бессчётное количество взаимодействующих и не взаимодействующих, находящихся и не находящихся между собой в противоречии (конфликте) различных систем.

Принцип третий
Серьёзный человек понимает, что предназначение вида homo sapiens - бесконечно совершенствовать, гармонизировать себя, общество, природу, совершенствовать, гармонизировать бытие, постоянно отслеживая и преодолевая таким образом межсистемные противоречия. В этом вечном служении развивающейся (не застывшей) гармонии мироздания, препятствовании энтропийным процессам, готовности активно творить добро, уменьшать в мире сумму горя и увеличивать сумму радости и заключаются счастье человека, надличностный смысл его существования, форма и сфера его самореализации.

Принцип четвёртый
Серьёзный человек оберегает родную планету и обустраивает её таким образом, чтобы обеспечить себе и своим потомкам максимально возможную безопасность и здоровую, радостную жизнь.

Каждая ценность, каждый принцип, составляющие в совокупности эту самую «русскую идею», подлежит, естественно, «расшифровыванию», разъяснению, что не входит здесь в задачу автора. В задачу автора также не входит сопоставление «русскомирной» идеи с "национальными идеями" (если такие вообще востребованы) белорусов, украинцев, татар и сотен других народов, испокон веков населяющих территорию русского мира.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments