sumy_grad (sumy_grad) wrote,
sumy_grad
sumy_grad

Душа врага



Не скрою, с возрастом начинаешь видеть мир не в чёрно-белом его проявлении, воплощении, ипостаси, а различать множество оттенков серого цвета. Понимать, что мир устроен весьма пёстро. В том числе, и внутренний Мир человека. Понимать, что Добро и Зло часто самым невероятным образом переплетаются в человеческих душах.

Вдруг начинаешь по-другому воспринимать злейших врагов человечества – тех же Гитлера с Гебельсом, высших фашистских военачальников, глубоко веривших в свою человеконенавистническую идею, ради которой многие из них и смерть принимали на виселице с высоко поднятой головой.

Естественно, по-взрослому понимаешь и нынешние межнациональные страсти, когда одни люди, с красивыми, мужественными лицами, рискуя собственной жизнью, добровольно идут убивать других людей, не менее красивых и мужественных. Всё непросто, непросто.

Одним из примеров такой пестроты является и пестрота взгляда на мир, когда в потоке света освещающего его, мир, душевного прожектора суммируются «разновозрастные» лучики! То есть, когда ты – может, сам того не замечая, даёшь оценку увиденному, услышанному, прочитанному то с позиции 20-летнего, то с позиции 30-40-летнего, то с позиции совсем уж пожилого человека, чуть ли не всё-всё познавшего на своём веку. И оценки эти РАЗНЫЕ.

Читаю иногда стихи известных поэтов, их биографии. Читаю литературных критиков – людей, гораздо тоньше меня разбирающихся в поэзии…

Вот попалось мне только что стихотворение Юрия Кузнецова «Ложные святыни» (написанное в 70-е, кажется, годы), которое меня потрясло (впервые ТАКОЕ прочитал!) своим КОЩУНСТВОМ (если осветить его содержание лучиком молодого, нормально воспитанного советского человека). Бросился искать критику – может я чего-то не так понял в этой поэтической зауми?

И вот натыкаюсь на такие строки: «Стихия огня в поэзии Кузнецова - одна из самых «символоёмких», если можно так выразиться, и самых противоречивых по вкладываемому в нее смыслу. С одной стороны, огонь - это смерть, нечистота, языческий обман («Дуб», «Гнилушка на ладони», «Ложные святыни»), с другой - свет, тепло, творческое начало…».

Красиво написано? Красиво. «С одной стороны…, с другой стороны…». Диалектика, дескать! «Неподецки». :-)

И вот пребываю в недоумении: или литературный критик намного мудрее меня - воспринимает стихотворение с высоты пожилого возраста, или я – старый дурак, который не может отрешиться от ТОГО, из советского времени, «юношеского» МИРООЩУЩЕНИЯ?

Вот давайте разберём это стихотворение «по косточкам». Попытаемся понять ДУШУ этого «выдающегося русского поэта», которая представляется мне всё же, если не сильно философствовать, ДУШОЙ ВРАГА. Душой подлеца, завуалированной тогой «гордости и горечи». И врагов этих - высокоинтеллектуальных, талантливых, высоко чтимых очень тонкими, высокообразованными литературными критиками – несть им числа на нашей земле!

Юрий КУЗНЕЦОВ

Ложные святыни

Вокруг индустриальные пустыни,
Ловушки быта расставляет век.
Легко ты принял ложные святыни
(Сейчас он нам их назовёт),
Рассеянный и гордый человек.

От двух из них заходит ум за разум.
Вот ты стоишь у Вечного огня,
Как перс-язычник пред горящим газом
Стоял когда-то, голову склоня.
(То есть у поэта, видящего в Вечном огне только сгорающий газ, заходит ум за разум, когда он видит человека, пришедшего с букетом цветов к Вечному огню! Эх, попался бы он на глаза В.Высоцкому с его «…А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк…».)

Огонь! Сей символ мнится бесконечным,
Но бесконечность шире, чем твой круг.
(Откуда поэт знает, что мнится человеку у Вечного огня!?)
Горящий газ ты называешь вечным.
При чем тут вечность? Это дело рук.
(Ну, любой символ, по-моему, рукотворен. Что тут предосудительного?)

Гляди, чего на свете не бывает!
Огонь потух: подвел газопровод.
Сухой снежок горелку заметает,
И по домам расходится народ.
(Ну, не бред ли? Может, и человеку жить не надо, а сразу пойти повеситься? Ведь, действительно, чего, на свете не бывает: и под машину можно попасть, и молния может поразить в поле.)

От случая и времени зависим,
И дух его в трубу выходит вон.
Знай истину и возмущенных писем
Не посылай на этот счет в ООН…

А вот другой обман перед глазами,
С почетным караулом и цветами:

Могила Неизвестного солдата —
К нему приходят люди на поклон.
Его покой велик и место свято.
Но почему он имени лишен?
(Наверное, потому что тебя, мрази, 1941 г.р., не было рядом с ним, чтобы записать его имя, когда он защищал, в том числе, и твою жизнь.)

Кому он неизвестен? Близким людям?
Сиротам? Овдовевшим матерям?
О боге всуе говорить не будем.
Уж он-то знает всех по именам.

Тут сатана, его расчет холодный:
Заставить нас по нашей простоте
Стирать черты из памяти народной
И кланяться безликой пустоте.
(Без комментариев. Ну, как комментировать идиота!)

Между прочим, вот так же, когда анализируешь стихотворения иных других культовых советских поэтов, замечаешь в их поэзии столько мути, столько подлянки. Конечно, если «освещаешь» её, поэзию, молодым чистым лучиком, не «загрязнённым» возрастной то ли мудростью, то ли «мудростью», граничащей с выживанием из ума. :-)





Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: размышления
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments