sumy_grad (sumy_grad) wrote,
sumy_grad
sumy_grad

13. Пришла пора раскрывать секреты. Вторая часть. Коммунистичность

Второй и третий вопрос – главные вопросы, ради получения ответов на которые и затевалось это социологическое исследование. Хотелось выяснить, как понимают сумчане социальное равенство, которое тесно сопряжено с такой базовой ценностью как справедливость. Ведь именно борьба за справедливость являлась и является, пожалуй, главной причиной большинства революций, восстаний, бунтов, майданов и прочих конфликтов между народом и властью. Как сказал один из основоположников немецкой классической философии Иммануил Кант, «Самое большое в мире зло – это несправедливость. Все другие виды зла – ничто по сравнению с ней». Наверно, он был прав.

Конечно, понятие справедливости – сложное понятие. Много копьев сломано на протяжении веков в дискуссиях по нему. Но, как нам кажется, люди одной культуры понимают смысл базовых ценностей примерно одинаково. И нам практически не задавали вопроса типа «А что такое справедливость?».

Второй вопрос

Второй вопрос был сформулирован следующим образом:

«Согласны ли Вы с утверждением, что социальное равенство – это ПРЕЖДЕ ВСЕГО равенство возможностей в раскрепощении, пробуждении, развитии и реализации на практике творческих способностей каждого человека, а также равенство всех перед законом?»

Предлагаемые ответы:

1. Да, согласен.
2. Нет, не согласен.
3. Затрудняюсь ответить (или другой вариант ответа – кратко сформулируйте)


То есть в таком сложном понятии как социальное равенство мы выделили (крупным шрифтом) именно равенство возможностей в позитивной самореализации. Чтобы каждый ребёнок, например, независимо от того, в какой семье он родился, имел одинаковые с другими детьми стартовые условия для своего развития.

Именно таким был изначально задан идеал общественного устройства в коммунистическом, красном проекте (который в значительной мере удалось воплотить в Советском Союзе), когда каждому человеку, каждому хомосапиенсу по самому факту его рождения должны предоставляться равные возможности в раскрепощении, пробуждении, развитии и реализации на практике всех его способностей, унаследованных от предков - способностей к занятиям наукой, техникой, спортом, способностей музыкальных, художественных и прочих. В современном понимании красного проекта к перечисленным способностям вполне резонно было бы добавить и способности административные, организаторские, лидерские, если они в зачатке имеются у человека. То есть, пожалуйста, - хоть учреждай предприятие и строй в трудовом коллективе, грубо говоря, коммунизм.:-) Или строй в своей фирме космические корабли.:-)

Часть вопроса о «равенстве всех перед законом» – это уже как бы вторая компонента в диалектической паре «права – обязанности». Мы посчитали, что не будет слишком уж некорректно как бы объединить два вопроса в один. И действительно, люди нормально воспринимали такую усложнённую формулировку.

И у всех, кто согласился с этим утверждением, – получается, присутствует в глубине сознания и души коммунистический дух, хотя и люди сами этого не осознают.

И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что большинство наших современников (в том числе и молодёжь в семьях) формировалось как бы в одном советском культурном поле, в пределах одной советской социокультурной матрицы.

Вот как распределились ответы на этот вопрос по возрастам:

Диагр.12



Уровень «коммунистичности» респондентов    Табл.14



На диаграмме абсолютно чётко видно, что градус коммунистичности, если можно так выразиться, как и уровень социализации, находится в строгой корреляционной зависимости от возраста.

Ну, а те, кто обвёл другие ответы… Нам пока не понятно – почему.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: соцопрос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments