sumy_grad (sumy_grad) wrote,
sumy_grad
sumy_grad

3. Пришла пора раскрывать секреты. Преамбула



Прошло четверть века с тех пор, как на огромном пространстве Земли – одной шестой части её территории - закончилась советская эпоха. Закончилась она в 1991 году и для УССР (Украинской Советской Социалистической Республики, как называлась тогда нынешняя Украина), входившей в состав рухнувшего Советского Союза.

За это время к поколениям ещё «советских» украинцев добавилось новое, «несоветское» поколение.

«Красный» социальный проект сменился на «двухцветный». Соответственно, изменилась в значительной мере и проективность эпох, и связанные с ними базовые ценности, базовые мировоззренческие установки.

На протяжении всей постсоветской четверти века происходит борьба «нового мышления» со «старым мышлением». Борьба непростая, упорная. Не так давно, в декабре 2016 года, выступая в Польше на конференции по случаю 25-й годовщины признания Польшей независимости Украины, глава нашего государства концентрированно сформулировал пафос этой борьбы:

"Советский Союз – не в документе и не в Беловежской пуще, он в головах, и в этом смысле Советский Союз до сих пор не похоронен, и, извините за от-кровенность, но Украина сейчас воюет, чтобы похоронить Советский Союз в головах у некоторых, потому что другого повода для войны просто не суще-ствует. По их мнению, этих некоторых, Советский Союз еще не умирал... Они хотят его оживить".

Насколько глубоко укоренены советские проектные ценностные установки «в головах» современных украинцев? Каково количество «этих некоторых»? Как это укоренение отражается в разрезе возрастных категорий?

Попыткой ответить на поставленные, а также другие злободневные вопросы является начатое нами социологическое исследование типичной ментальности современных украинцев (на примере жителей г.Сумы), первые результаты которого публикуем в настоящей работе.

Почему типичной? Представляется, что сумской регион, не «деформированный» ментально ни в «сторону Юга и Востока», ни в «сторону Запада» нашей страны, вполне «патриотично» голосующий на всех выборах, довольно адекватно отражает современное «состояние голов», душевных устремлений, чаяний большинства украинского населения.

Предполагаем, что такого рода исследование, такой глубокий зондаж представлений украинцев о БЛАГОМ – представлений довольно инертных, мало меняющихся под действием политических ветров - в Украине ещё не проводилось.

Социологический опрос был проведён между 25 января и 4 апреля 2016 года в течение 50-ти рабочих дней. В качестве респондентов выступили свыше двух тысяч человек, жителей г.Сумы, которым были заданы четыре вопроса (плюс восемь «технических» вопросов, касающихся социально-демографических параметров выборки; впрочем, ответы и на некоторые «технические» вопросы тоже дали дополнительную пищу для размышлений).

Для объективности исследования респонденты «подбирались» случайным об
разом. То есть мы не опрашивали целенаправленно людей, входящих по политическим либо по другим признакам в те или иные партии, группы - людей, идеологически ангажированных.

Опрос проводился на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности, среди разных слоёв населения. Были «пройдены» машиностроительный завод, транспортное предприятие, средние и мелкие фирмы, магазины, рестораны, предприятия сферы обслуживания, библиотеки, школы, вуз, колледж, детские сады, больницы, аптеки, другие медучреждения, музеи, театры, городские управления и «службы», «центры», банки, рынки и др. – всего свыше 70 объектов.

Мы не ставили целью делать выборку репрезентативной генеральной совокупности жителей территориальной громады. Так, если среди 272-тысячного (на 01.01.15) населения Сум было около 83 тысяч пенсионеров (30%), если в возрастных категориях 16-59 лет, 60 и более лет было соответственно около 177,5 тысяч и свыше 54 тысячи сумчан, то это для нас не значило, что такие же пропорции должны были соблюдаться в 2-тысячной выборке. То есть мы не «ремонтировали» её по полу, возрасту и другим признакам.

(Если кому-то - для диссертации, например - надо получить корректные результаты по всей громаде, привести процент респондентов в возрастных группах выборки в соответствие с процентным их количеством среди всего городского населения, ничего не стоит доопросить недостающие возраста. Правда, возникнет проблема: где взять сведения, сколько сумчан находится в той или иной возрастной группе. Как нам сказали в управлении статистики, у них есть только те данные, которые заказаны кем-то, и работа по их получению профинансирована).

Текст настоящей работы разбит на две части. В первой мы познакомим вас с нашими респондентами, а во второй будем анализировать их ответы на четыре вопроса анкеты.

Мы не тешим себя надеждой, что наше исследование будет востребовано нынешней управленческой элитой (хотя понятно, что полученные сведения очень важны: ведь для того, чтобы эффективно управлять каким-либо сложным социальным объектом, в том числе территориальной общиной, надо знать его сущностные характеристики, иметь с ним обратную связь). Однако надеемся, что к руководству - хоть нашим городом, областью, хоть даже всей страной – рано или поздно придут люди, которые оценят для себя важность результатов таких глубинных социологических исследований.

Но это в будущем. А пока вполне можно считать, что данная работа, по меньшей мере, удовлетворила наше естественное исследовательское любопытство: что за люди нас здесь окружают, насколько они патриотичны, адекватны, как они понимают, что такое равенство, справедливость и проч. Нам кажется, что размышлять над этим, имея перед глазами построенные диаграммы, не менее интересно, чем рассматривать фотоснимки, полученные с другой планеты.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: соцопрос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments