sumy_grad (sumy_grad) wrote,
sumy_grad
sumy_grad

3. Между Россией, Украиной и СССР. Крымские заметки. Долгая д-га в Крым. Новоалексеевка - Симф-поль

Этот участок пути – самый интересный для описания.:-)

Итак, по выходе из вагона в Новоалексеевке вас встречает целая толпа «хозяев» (по-местному – «бабаев») – весьма шустрых мужчин, выкрикивающих полученные от зазывал фамилии «клиентов». Понятно, какая между ними, «хозяевами», конкуренция!

Вас быстро сажают в машину, берут оговоренную вами с зазывалой денежную сумму, и через 10 минут после выхода из вагона вы продолжаете в легковушке или в микроавтобусе свой путь в Крым.

Таким образом, после отмены кем-то поездов крымского направления малоизвестное ранее село Новоалексеевка Генического р-на Херсонской области Украины стала, как ядовито шутят местные жители, «железнодорожной столицей», в которой завершают свой маршрут аж три пассажирских поезда.



Поскольку (после отмены железнодорожного сообщения с Крымом) свято место пусто не бывает, здесь заработала целая «извозочная» индустрия. Жители села, а также соседнего Геническа, расталкивая друг друга, бросились в частный извоз. «Хозяева», эти шустрые, энергичные посредники, многие из которых, говорят, отсидели сроки, понанимали из менее шустрых и энергичных сограждан «рабочих пчёл» - водителей, зазывал и, оббирая их и тысячи путешествующих в Крым украинцев, сумели «заработать» за последнее время немалые деньги. Водителям они отстёгивают 40% от 1000 рублей (или 350 грн), которые пассажиры платят «хозяевам» за переезд.

А что такое 350 грн с человека за 160 км пути? От Сум до Харькова (180 км) можно доехать поездом за 35-85 грн и на комфортабельном микроавтобусе за 120 грн. Сравнивайте сами.

Между «хозяевами» и водителями чувствуется постоянная напряжённость во взаимоотношениях. Водители норовят договорится с пассажирами напрямую, чтобы везти их обратно без посредников и за меньшую сумму. Дают им свои визитки. «Дикий капитализм» во всей своей красе!

Кроме того, «дикокапиталистическая» зараза нашла на станции и другую нишу. Поскольку граница – это «зона неопределённости», то есть никто не даст гарантии, что, например, по причине зависания компьютеров вы не завязните на КПП на столько-то часов, людям приходится выезжать из Симферополя в Новоалексеевку с большим запасом времени, и они нередко приезжают на станцию за 4-6 часов до отправления поезда.

Так вот, чтобы не сидеть на станции, вы можете воспользоваться услугами шустрого «предпринимателя» другого «профиля», который за 50 грн подведёт вас к проводнику и посадит в вагон. Это удобно. Можно спокойно отдохнуть, поспать. Разузнал и скажу по секрету, что этот вопрос можно решить без посредников и за гораздо меньшую сумму.

И даже если для вас в кассе нет билета, то вопрос с местом в вагоне тоже можно решить! Вот что значит Его Величество Дикий Капитализм! :-)

Разузнал также, что можно за 60-70 грн доехать только до «Чонгара» (украинского погранично-таможенного КПП), затем, если позволяют погода, время, здоровье и вес чемоданов, совершить 4-километровый пеший турпоход до российского КПП «Джанкой» и далее добираться до Симферополя на крымском автотранспорте. Дорога обойдётся дешевле.

И вот мы, шесть пассажиров в бусике, тронулись в путь. Сразу слева – красивейшая панорама: над Сивашем восходит солнце!



Преодолев от Новоалексеевки до «Чонгара» 26 км, миновав какой-то крымско-татарский лагерь с палатками слева от дороги (татары против чего-то протестуют, что ли?), начинаем процедуру прохождения через родной, украинский КПП. Выгружаем свои вещи – чемоданы, сумки и несём их в руках.

На украинской границе паспорт надо показывать разным пограничникам трижды – при входе на территорию «погранзаставы», при проверке паспорта и на выходе из неё.

Народа в очереди на пересечение границы, слава богу, немного, человек тридцать. Но – мороз, ветер, холодно. Родителей с малыми детьми пропускают без очереди.

После тщательной проверки паспортов садимся в микроавтобус и едем к последнему рубежу украинского КПП. И тут случается непонятное. Нас не пропускают! Наш бусик заставляют вернуться назад, в то место, где проходили паспортный контроль, и нам, пассажирам, предложили повторить путь, но не в машине, а пешком (а это около километра). Пришлось подчиниться. Почему повернули машину? Вроде бы потому, что машина поджидала нас на несколько минут дольше положенного времени. Бред какой-то!

Кстати, если вы едете не в бусике, не в автобусе, а в легковушке, то выходите из машины только для предъявления паспорта на проверку. Это удобней. По крайней мере, не надо стоять в очереди на морозе.

И вот, наконец, мы почти на выезде из украинской территории. Пограничник напоследок объявляет тем из нас, у кого есть загранпаспорта, предъявлять на российской границе именно их. Зачем?

Я спросил у него, можно ли заезжать по украинским паспортам. Ответа не получил. Мы в машине, естественно, обсудили этот вопрос и пришли к интересной мысли. Оказывается, вопреки предостережениям в интернете, украинцам можно таки заезжать в Крым по украинским паспортам. У моих опытных попутчиков вообще не было загранпаспортов. И они не советовали мне показывать на российской границе загранпаспорт, так как штампик в нём о пребывании на временно оккупированной территории вроде бы не позволит мне поехать куда-нибудь в «Европу». Такое предположение выглядит резонно. Говорят, например, что если ты ездил в Иран, то не можешь с тем же паспортом посетить Израиль. И люди вынуждены делать ещё один загранпаспорт (а значит, ещё раз платить около 600 грн).

То есть имеет место и даже, возможно, культивируется здесь какая-то неопределённость, недосказанность.

Последний украинский вагончик… Ветер развевает над ним на прощанье три наших флага, и мы заезжаем в нейтральную зону. (Вспомнилась песня В.Высоцкого «Нейтральная полоса», на которой «цветы необычайной красоты» :-).)



Вот такая она, нейтральная зона. На плакате надпись «Вас приветствует свободная Украина» (это приветствие адресовано, как я понимаю, крымским жителям, въезжающих к нам по своим старым украинским паспортам).

Я в своё время не раз на автобусе, на попутках (автостопом) ехал по этой дороге. Хорошо помню то радостное настроение, которое охватывало меня при въезде на Крымский полуостров (впереди ведь ждали горы, море, персики… :-)), и ту грусть, когда возвращался обратно в будничную жизнь.

Сейчас настроение было тревожное. Чья земля вокруг? Раньше это была НАША земля, советская. А чья она сейчас? Российская? Украинская? А если вдруг мотор заглохнет? Кто здесь следит за порядком? Слева по краю дороги – остовы раскуроченных автомобилей, без колёс. Водитель говорит, что эти крымские автомобили (бывшие) по каким-то причинам не пустили на Украину. И назад в Крым их тоже якобы не пустили. И пока крымский владелец авто мотался в Симферополь дооформить какие-то бумаги, его машина, никем не охраняемая, кем-то раскурочивалась. Однажды, якобы, крымчанин, вернувшийся к машине с дооформленными документами и увидев то, что от неё осталось, в отчаянии поджёг в баке остатки бензина…

Как сказал мне водитель, российские машины в Крым не пропускают. То есть, если житель Курска или Орла, по старинке, захочет с семьей заехать здесь через «Чонгар» на своей машине в Крым, то его украинские пограничники не пропустят.

Подъехав к российской границе, мы стали заполнять миграционки. Водитель предупредил, что заполнять их, естественно, надо на русском языке и без ошибок, иначе машину вернут назад. (Наверное, имел запасные бланки, которые были для продажи?) Я заполнил на украинском, чтобы проверить реакцию пограничника. Проверка прошла нормально. Замечаний не было.

Неприятное впечатление осталось от гавкания своры овчарок в загородке. Вспомнились фильмы про войну…

Сразу скажу, что для многих людей, воспитанных в советских традициях, процедура пересечения границы между бывшими братскими советскими республиками всегда будет казаться унизительной. Копание в личных вещах, выворачивание карманов, «сканирование» руками и специальным прибором (типа металлоискателя) верхней одежды, гавканье овчарок, неравный контакт через специальное стекло с пограничником, который тебя видит, а ты его не видишь – всё это психологически очень неприятно и действует удручающе. Тяжёлое впечатление оставляют все эти люди в военной форме с автоматами, говорящие… на одном языке. И кажется невероятным, как во сне, что ТАКОЕ могло случиться между ближайшими потомками народа, победившего общего врага в той Великой Войне.

Мы прошли оба КПП в общей сложности за два часа. Летом, говорят, и по восемь часов приходится выстаивать в очереди. (Граница у нас в Юнаковке проходится за полчаса).

Нервное напряжение спало, настроение резко улучшилось. До Симферополя – 124 км.

В окнах нашего бусика проносятся изумительные виды. Поля припорошены снегом. Иней на деревьях, перед лобовым стеклом вьются снежинки, сдуваемые с деревьев лёгким ветром. Солнце! На душе легко и радостно. С улыбкой вспоминаю, как было грустно вчера вечером сидеть 4 часа в харьковском зале ожидания, как клонило ко сну и как хотелось назад домой, и какое злое настроение присутствовало во мне только что на границе.:-)

Подъезжаем к Симферопольскому железнодорожному вокзалу.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Крым
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments